26
октября
2017
год
Всемирная инициатива CDIO в российском образовательном пространстве
В Сургутском государственном университете начала работу конференция «Всемирная инициатива CDIO в российском образовательном пространстве». Форум собрал представителей отечественных и зарубежных университетов, занимающихся подготовкой специалистов по инженерным специальностям. В числе участников — преподаватели из Сибирского федерального, Тюменского индустриального, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного, Орловского, Уральского федерального, Томского политехнического, Югорского университетов, Сколковского института науки и технологий, а также Делфтского технического университета (Нидерланды) и Высшей инженерной школы Порту (Португалия).
Проблема разрыва между университетским образованием и потребностями производства характерна для всего мира, академическое сообщество отстает от стремительного развития технологий. Об этом в своем выступлении на конференции говорил содиректор CDIO, представитель Делфтского технического университета Алдерт Камп:
— Сложность инженерных проблем быстро растет, мы живем в век экспоненциальных изменений. Это требует приспособляемости вас, ваших студентов, организаций и учебных планов. Ситуация характерна для вузов всего мира. Правда в том, что инженерное образование отстаёт. Обычно технические вузы медленно реагируют на изменения, в лучшем случае они меняются линейно, тогда как график у нас экспоненциальный, таким образом разрыв между вузами и реальной инженерной ситуацией с каждым годом увеличивается.
На преодоление этого разрыва как раз и нацелена инициатива CDIO, объединяющая на сегодня около 150 вузов по всему миру, в том числе 16 российских. Согласно принципам CDIO образовательный процесс должен быть трансформирован так, чтобы выпускник знал и мог реализовать полный жизненный цикл инженерной идеи или продукта.
— По стандартам CDIO представляется, что студенческая жизнь и образовательная программа должна быть наполнена конструкторскими проектами, — подчеркнул президент Ассоциации инженерного образования России, заведующий кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования ТПУ Юрий Похолков. — Когда мы говорим о внедрении проектно-ориентированного образования, мы имеем в виду создание условий, в которых у студентов будут формироваться компетенции как способность что-то сделать, получить конкретный инженерный результат. Еще лучше, если это будет принципиально новый результат.
В первый день работы конференции участники в ходе экспертного семинара-тренинга попытались определить, по каким критериям можно оценить успешно или нет вуз реализует проектно-ориентированные образовательные программы. Выясняли, что мешает процессу и как можно преодолеть эти препятствия. После зарубежные гости представили опыт работы своих университетов.
— Считаю важным результатом осмысления стандартов CDIO такой факт, — отметил ректор СурГУ Сергей Косенок, — если первоначально CDIO была предложена в целях развития инженерного образования, то в настоящее время становится очевидным, что рассматриваемая идеология может быть применена при подготовке специалистов любого другого профиля. Разрыв между образовательной подготовкой и потребностями реального производства существует во многих отраслях и сферах реальной экономики. Эффективным направлением следует признать развитие интеграции инженерных и гуманитарных дисциплин.
Второй день конференции будет посвящён презентациям и обсуждению практик российских университетов.