26
октября
2017
год
Российская практика CDIO
Второй день работы конференции «Всемирная инициатива CDIO в российском образовательном пространстве», проходившей в СурГУ, был посвящён знакомству с российским опытом внедрения стандартов CDIO.
Заседание открыл эксперт по инновациям Всемирного банка (Москва) Андрей Золотарев. Он представил обзор современных международных тенденций в высшем образовании, которые российские вузы, независимо от местоположения и статуса, должны принимать во внимание, если хотят быть конкурентоспособными. К числу таких трендов эксперт относит повышение открытости и глобальности образования, сокращение непосредственной господдержки и переход на конкурсное получение финансов, изменение ценностей и запросов студентов, активное внедрение новых технологий, образовательных форматов, изменение состава навыков, которые должен приобретать студент во время обучения в вузе. Ключевым навыком в современном мире становится умение решать проблемы.
Проблемам, возникающим при переходе на стандарты CDIO, и опыту их преодоления были посвящены выступления представителей Сибирского федерального университета (Красноярск). Этот вуз присоединился к инициативе в 2014 году и уже успел наработать некоторый опыт. Руководитель образовательной программы Эдвард Рудницкий и менеджер образовательной программы Ольга Шубкина подробно рассказали о том, как стандарты CDIO были реализованы в СФУ. Одной из главных проблем они считают неготовность системы в целом и многих преподавателей в частности к работе по новым требованиям, к переходу на проектное обучение. Их коллега, заведующий кафедрой «Машиностроение» Александр Демченко более подробно остановился на составлении учебного плана и подходе к выбору необходимых дисциплин, составлению интегрированных курсов. Сетевые формы реализации дисциплины «введение в инженерную деятельность» презентовал старший преподаватель Александр Арнаутов. Первое знакомство с работой инженера у студентов Сибирского федерального университета теперь проходит в виде образовательной сетевой STEM-игры, симулирующей деятельность инженерной компании. Перед ними ставится задача виртуально сконструировать объект реального мира, например, крылатую ракету, решение они должны найти самостоятельно, параллельно изучая теоретический материал из разных предметных областей.
О том, какими ресурсами для внедрения системы CDIO обладает российское образовательное пространство, рассказал доцент кафедры радиоэлектронных систем Сибирского федерального университета Анатолий Козлов. В частности, он остановился на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая сегодня успешно применяется многими западными компаниями и вузами, и в ТРИЗ-педагогике.
Во второй половине дня лучшие практики и свой опыт внедрения интегрированных образовательных программ представили специалисты Уральского федерального университета и Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева.