11
июня
2021
год
Повышение оценочной грамотности учителей английского языка в СурГУ
В конце мая 2021 учебного года 28 учителям английского языка из образовательных организаций Сургута пришлось самим сесть за парты. На курсах повышения квалификации в Сургутском государственном университете тема курсов повышения квалификации для учителей английского языка – одна из самых интересных и актуальных: «Технологии развития оценочной компетенции учителей английского языка в контексте национальных (ОГЭ, ЕГЭ) и международных экзаменов».
В конце этого учебного года 28 учителям английского языка из образовательных организаций Сургута пришлось самим сесть за парты. Тема курсов повышения квалификации – одна из самых интересных и актуальных: «Технологии развития оценочной компетенции учителей английского языка в контексте национальных (ОГЭ, ЕГЭ) и международных экзаменов».
Проблема формирования оценочной грамотности учителей, учащихся и родителей является такой же острой и обсуждаемой, как и споры про ОГЭ и ЕГЭ. Как грамотно и объективно оценить учебные достижения каждого ученика, к сожалению, без специальной подготовки является очень сложным. Как показывает практика, только в некоторых вузах преподают основы тестологии, а большинство учителей и преподавателей, по старинке, использует субъективное оценивание обучающихся в учебном процессе.
На курсах повышения квалификации в Сургутском государственном университете, доценты кафедры лингвистики и переводоведения Сычугова Лариса Алексеевна, Симонова Ольга Алексеевна и Чмых Инна Евгеньевна познакомили слушателей с новыми требованиями и технологиями оценки знаний по английскому языку.
Программа КПК включала три модуля:
• Модуль 1. Технологии оценивания заданий с развернутым ответом к государственной итоговой аттестации по английскому языку (ЕГЭ) – читала канд. филол. наук, доцент Лариса Алексеевна Сычугова, которая является региональным экспертом по приему ОГЭ и ЕГЭ ХМАО-Югры. Она познакомила учителей со структурой и содержанием КИМов по английскому языку в 2021 году, провела тренинг по методикам оценки письменных заданий и устной части ЕГЭ.
• Теоретические и практические аспекты формирования оценочной компетенции субъектов образовательного процесса в контексте ФГОС нового поколения были раскрыты в Модуле 2, который читала Ольга Алексеевна Симонова, уделив особое внимание приемам формирующего оценивания на уроках английского языка и коррекции ошибок учащихся.
• Модуль 3 был посвящен технологиям оценивания речевых умений в международных языковых экзаменах, о которых рассказала Инна Евгеньевна Чмых, директор центра международного тестирования INTEX, познакомив слушателей с международной системой оценки языкового уровня CEFR, а также содержанием международных квалификационных экзаменов для детей YEL Starters, Movers, Flyers; для подростков KET, PET, FCE.
Учителя английского языка из МБОУ СОШ № 4, 5, 10, 12, 15, 18, 22, 25, 27, 31 и Сургутского естественно-научного лицея выполняли практические задания и активно участвовали в обсуждении насущной для них темы оценивания знаний и умений учащихся.
Так, например, при обсуждении вопроса, как исправлять ошибки учащихся, выяснилось, что у учителей есть два основных стиля: «строгий», «безошибочный» (strict) и «гибкий» (flexible).
Одни учителя никогда не разрешают своим ученикам делать ошибки. Если ученики ошибаются, то учитель останавливает их и заставляет сказать правильно. Это делается из добрых побуждений, так педагог хочет, чтобы ученики учили правильный английский язык.
Другая точка зрения состоит в том, чтобы исправлять учеников как можно меньше. А дать им выразить себя на английском языке, не переживая об ошибках.
Кто же прав?
Наши слушатели прислали интересные рассуждения на этот счет. Приведем некоторые из них, сохраняя орфографию автора.
Фокина Ирина Владимировна (МБОУ СОШ № 18 имени В. Я. Алексеева)
My approach is B. I like when my students try to organize the idea in a variety of ways. Despite mistakes, they express their thoughts, feelings and opinions. That’s why they communicate without fear. It’s much better than students keep silent because they always think about making mistakes. Of course, I use different ways of correcting, for example, «Why don't you use ...», or «Well, it may be even better if you do/say», etc.
Thank you for your course! It was very useful!
Рябко Светлана Анатольевна (МБОУ СОШ № 31)
Students errors: what's your approach?
Throughout their studies, students will make lots of mistakes. It is an important part of the learning process. If they are not making mistakes then they are not being given difficult enough topics and structures to work with. You have to choose material that is challenging but manageable for your class and correct mistakes in positive ways. Singling out students who make errors will make students feel self-conscious and shy so some tact when correcting mistakes is important. At every stage of an activity, praise should be given. If a student volunteers to answer a question, you can thank him immediately for volunteering which will boost his self-confidence. At that point if the student provides an incorrect answer you can correct in an encouraging way by saying «Almost.» If the student gives the correct answer, be sure to say «Good job!» or «Excellent work!» As long as you are positive in your method of correcting errors, reassure your students that they are doing well, and do not get upset with them for making mistakes, they will continue to volunteer and try their best because making mistakes is OK. That is how learning should be. If students never take risks, they will not improve.
Муздакова Олеся Александровна (МБОУ СОШ № 31)
Your course was very useful, thank you very much)
As for the final question, I think it is necessary to emphasize that sometimes it is rather complicated to give definite advice whether to correct mistakes made by students practicing some language activities or not.
Students should be aware of their mistakes in order to avoid situations in which they can definitely be wrong. The task of a foreign language teacher is to create friendly homelike atmosphere in which mistakes are not seen as "criminal acts" for which students should be punished.
Багнетова Елена Владимировна (МБОУ СОШ № 18 имени В. Я. Алексеева)
Я бы не смогла отнести себя ни к первой, ни ко второй группе. Считаю, что учитель должен всегда подстраиваться под то, что происходит на уроке, смотреть на особенности детей. Например, есть слабые классы, в которых дети от излишней критики бросают всякие попытки освоить предмет. В этих классах особенно требуется работать на успех, меньше исправлять и ждать пока ученик «разговорится». Есть и другие ученики, которым лучше постоянно давать понять, что есть еще к чему стремиться. С такими ребятами больше подойдет первая схема поведения.
Родионова Александра Валерьевна (МБОУ СОШ № 31)
I agree with the first point «I never let my students make mistakes. If they say anything wrong. I stop them and make them say it correctly. I don’t want them to learn bad English». The teacher should correct students who make mistakes, because, it is a very important in education. The teacher teaches students. Teachers normally have an appropriate qualification. Moreover, students see the teacher as an example of a specialist and think that he will share his knowledge and skills. A teacher’s purpose is to demonstrate competence in the field of study and nurture certain skills in a student.
В заключение, хотелось бы поблагодарить наших слушателей за их самоотверженный труд в нелегких условиях работы, за мудрость в принятии решения по оцениванию учащихся, которые не должны потерять веру в свои силы и способность общаться на английском языке, а также успешно сдавать все экзамены.