13
ноября
2023
год
Лучшие практики дополнительного образования
Финал регионального конкурса «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Лучшие практики дополнительного образования» состоялся на прошлой неделе в онлайн-формате. В нем приняли участие преподаватели образовательных организаций и педагоги допобразования из Нижневартовска, Нефтеюганска, Югорска, Радужного, Когалыма, Белоярского, поселка городского типа Новоаганска, Ханты-Мансийска и Пыть-Яха. Всего 26 человек.
– За последние 50 лет произошел кратный рост и усложнение технологий, на рынке труда растет потребность в специалистах в сфере инженерии, естественных наук. В то же время уровень подготовки выпускников школ по сравнению с уровнем 60-70-х годов XX века снизился. В условиях современных вызовов система дополнительного образования включена в решение стратегической задачи кадрового обеспечения технологического суверенитета страны. Региональный конкурс «Педагогический потенциал Югры» направлен на выявление и трансляцию лучших практик дополнительного образования, в том числе по таким направлениям, как проекты технологических кружков, подготовка технологических лидеров, практики работы с одаренными детьми, – сообщила директор Регионального модельного центра дополнительного образования детей Югры СурГУ Елена Титаренко, сделав акцент на развитии технического творчества и ее популяризации среди школьников. В региональном конкурсе, который пройдет в следующем году, Елена Станиславовна рекомендует участникам более активно представлять практики по указанным направлениям.
В течение шести часов конкурсанты представляли членам жюри свои творческие инициативы. Среди них: цифровые технологии как новый вектор преподавания дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности; практики патриотического и гражданского воспитания; формирование инженерных компетенций у обучающихся при конструировании, моделировании и техническом творчестве; обучение финансовой грамотности с помощью авторских интерактивных игр; кейсы эффективных проектных управленческих решений и другое. Это не просто теория, это реальный практический опыт.
Учитель информатики из Нижневартовска Владимир Глухов представил программу внеурочной деятельности «Беспилотный летательный аппарат». Это междисциплинарный курс, включающий в себя науку, инженерное дело, математику, программирование, востребованные на сегодняшний день технологии. Создание условий для мотивации и повышения интереса обучающихся к беспилотным летающим аппаратам, совершенствование компетенций, необходимых для решения задач в областях разработки новых методов управления, развитие творческого и научно-технического потенциала учащихся через образовательную, проектную и соревновательную траектории – основные цели программы. Результатом проекта, по словам Владимира Геннадьевича, должна стать личность, которая может успешно реализовать себя в инженерно-техническом творчестве. Кстати, в прошлом году он стал серебряным призером регионального конкурса лучших практик допобразования «Педагогический потенциал Югры» в номинации «Отличный старт», а в этом – абсолютный победитель в категории «Подготовка технологических лидеров (практики технологических кружков)»!
– Тема конкурса пересекается с моими исследованиями по проектной деятельности. Поэтому для меня важен профессиональный взгляд со стороны. Технологии совершенствуются, нельзя останавливаться на достигнутом. Дети должны быть адаптированы к новым вызовам. Они уже активно интересуются внедрением искусственного интеллекта в свои проекты. В нашем лицее уже четыре года работает кружок БПЛА (БПЛА расшифровывается как беспилотный летательный аппарат), где ученики с пятого класса приобщаются к программированию. Начинали с примитивной сборки модулей конструкции, а сегодня они уже создают целые проекты и участвуют в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. С помощью программирования они даже начали применять искусственный интеллект в поиске без вести пропавших людей! Удачным оказался и проект системы пропуска в образовательные учреждения. Изображение ученика считывается камерой и смс уведомление отправляется родителям на мобильный телефон. На выходе родители также получают уведомление о том, что их ребенок вышел из школы. Проект мы презентовали еще в 2018 году, а сегодня по этой схеме идет тестирование в Москве и Нижнем Новгороде, – с гордостью говорит конкурсант.
Напомним, победителей регионального конкурса «Педагогический потенциал Югры» определили в семи номинациях: «Подготовка технологических лидеров (практики технологических кружков)»; «Практики методического сопровождения в сфере дополнительного образования детей»; «Практики применения современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимное обучение»; «ProСтратегии развития: кейсы эффективных проектных управленческих решений»; «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»; «Практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями»; «Практики работы с одаренными детьми в сфере дополнительного образования».
– Очень интересно было сегодня увидеть и услышать талантливых результативных педагогов. В одной из номинации даже появились три зрелые работы, обоснование которых понятное и актуальное. Их уже можно смело тиражировать в округе и по всей стране. Больше всего участников было в номинации «Практики применения современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимное обучение». Это говорит о том, что здесь прорыв состоялся, а устремленность на практико-ориентированность уже есть у многих педагогов. Желаю всем участникам большого тиража своих работ и хороших публикаций, – отметила член экспертной комиссии Лариса Ткачева.
– Работы конкурсантов действительно отразили актуальные на сегодняшний день вопросы. Спасибо за ваше чуткое отношение к детям, за искреннюю любовь к своему труду и желание сделать современное дополнительное образование персонализированным и клиентоориентированным. Хотелось бы, чтобы вы больше внимания уделяли тиражированию ваших практик, ведь в этом суть нашего конкурса «Педагогический потенциал Югры», который призван распространить лучшие инициативы на весь регион, – резюмировала член экспертной комиссии, старший преподаватель кафедры педагогики, профессионального и дополнительного образования Анна Дроздова.
Автор: Эльвира Галиханова
Подписывайся на наш Telegram-канал!