17
ноября
2023
год
Образовательный интенсив «ШкИБ-кэмп» прошел в СурГУ
В Сургутском госуниверситете в рамках реализации проекта «Школьное инициативное бюджетирование в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с 14 по 16 ноября состоялся образовательный интенсив «ШкИБ-кэмп». Его организаторы – департамент образования и науки Югры и Сургутский госуниверситет.
Спикерами насыщенной программы стали руководитель Альянса консультантов инициативного бюджетирования, научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства Финансов Российской Федерации (далее – НИФИ Минфина России) Михаил Шевелев и научный сотрудник Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Елена Карпова. В течение трех дней эксперты методик и проектов инициативного бюджетирования делились с научным сообществом Югры не только лучшими практиками, но и ответили на актуальные вопросы эффективной технологии, набирающей все большую популярность в реалиях современного образования. Отметим, в систему образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры школьное инициативное бюджетирование (далее – ШкИБ) стало активно внедряться с 2021 года. На сегодняшний день в реализации этого проекта участвуют десятки общеобразовательных организаций из разных муниципалитетов региона.
Приветствуя гостей и участников, руководитель Регионального ресурсного центра повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Анна Корепанова отметила, что ШкИБ, как никакой другой механизм, дает возможность не только создавать комфортную среду, но и вовлекать школьное сообщество, а главное – самих учащихся в принятие школьных бюджетных решений. Благодаря этим процессам школьники приобретают новые знания и умения, связанные с экономическим мышлением, проектной деятельностью, повышается ответственное отношение к собственным выборам и идеям. «Твердо уверена, что молодые люди, вооруженные именно такими знаниями, будут готовы строить новую экономику, реализовывать инновационные проекты», – сказала про перспективы Анна Александровна.
Размышляя о роли и основных ценностях ШкИБ, Михаил Анатольевич сказал:
«Все это для нашего будущего! Самое ценное в ШкИБ – ребенок! За сегодняшними образовательными стандартами детей не видно, есть определенные требования к знаниям, умениям и навыкам, компетенциям. А здесь – инициативы и желания детей. Это сопровождение позволяет заниматься воспитанием нового человека, который требуется стране. Система образования устарела. У детей очень много информации, мы, учителя, им все время что-то рассказываем, делаем это интересно и разнообразно, но все равно проигрываем борьбу за их внимание. Единственная возможная форма обучения – это обучение через деятельность. Только новые проекты, которые исходят из настоящего желания детей, которые подкреплены реальными ресурсами, позволяют создать ту деятельность, в ходе которой можно реально учить, передавать знания, взрослый опыт, заниматься воспитанием. К сожалению, трудовое воспитание тоже сегодня сложно уживается в школе. Именно поэтому возможность участия в принятии бюджетных решений школьных, при этом участие не просто в распределении средств, а и личным трудом, вовлеченностью, познанием, любопытством, проектной деятельностью позволяют ребятам вовлекаться и в школьную жизнь, и процессы обучения, воспитания. На мой взгляд, именно через такую деятельность мы и формируем совершенно новый, инновационный образовательный инструмент, который уже сильно востребован. Мы смотрим по учителям, есть те, кто видит, как он работает в школьных сообществах, как воздействует на ребят и как он меняет отношение к школе, а через отношение к школе и к знаниям, которые можно применять на практике. Благодаря Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Сургутскому госуниверситету развитие ШкИБ приняло иной характер. Вся страна серьезно заинтересована в этом инструменте. В Югре очень хорошая практика, она живая и соответствует той концепции, которая связана с процессами воспитания и образования детей. И перспективы большие. ШкИБ, на мой взгляд, это и есть самая настоящая финансовая грамотность, потому что это настоящие деньги, настоящее принятие решений, возможность по-настоящему ошибаться, а значит и по-настоящему учиться. В основе ШкИБ лежат труды Антона Семеновича Макаренко. В личности происходят определенные изменения к себе, повышение самооценки, самоуважения, понимание коллектива и ценности труда. Это все очень важно и влияет на ребенка. В своей практике я всегда на равных отношусь к детям, потому что взрослый опыт – это опыт выживания и приспосабливаемости, а у детей совсем иной».
В интервью руководитель Альянса консультантов инициативного бюджетирования также отметил, что ШкИБ помогает учащимся подготовиться к взрослой жизни. Кроме того, технология инициативного бюджетирования используется как образовательный инструмент финансовой грамотности:
«СурГУ – единственный вуз, который активно включился в работу по трансляции лучших практик ШкИБ! На его площадке успешно функционирует Центр повышения уровня финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Михаил Шевелев сделал акцент на том, что Центр ведет не только образовательный и воспитательный процесс, но и хорошо встроен в систему работы с департаментом образования и науки округа, принося большую пользу региону. «Другого такого Центра я не знаю! Ваш Центр в пример приводят многие!» – резюмировал он.
Какова роль инициативного бюджетирования в государственном и муниципальном управлении? Зачем школам школьное инициативное бюджетирование? Какие возможности открывает инициативное бюджетирование? Как реализовать инициативный проект? На эти и другие аспекты заинтересованные слушатели – руководители общеобразовательных организаций, заместители директора по воспитательной работе, учителя предметники, педагоги допобразования и обучающиеся – получили развернутые ответы, в том числе консультационную поддержку. В рамках образовательного интенсива около 50 педагогов прошли курсы повышения квалификации по ШкИБ. Их провела кандидат педагогических наук, доцент Елена Карпова. Она познакомила педагогов с этой уникальной технологией и ее моделями, отметив, что ШкИБ – это вовлечение школьников в принятие управленческих решений по распределению школьного бюджета для улучшения той среды, в которой они находятся.
«Многие педагоги, которые прошли путь ШкИБ, говорят про хороший педагогический потенциал и эффект от этой технологии. Обращаю ваше внимание, что практически нигде в России нет таких образовательных интенсивов, когда собираются педагоги с детьми и учатся совместно, как можно преобразовывать школьное пространство, как можно работать со школьным бюджетом, чтобы сделать жизнь лучше. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – первый округ, который взял за основу именно педагогическую модель ШкИБ. С этого года финансовая грамотность вступила во ФГОСы как обязательный элемент с 1 по 5 классы. И ШкИБ является неотъемлемой частью и финансовой грамотности», – подчеркнула спикер.
На деловой игре «Если бы я был директором школы» Елена Михайловна познакомила участников с основными аспектами управленческой компетентности руководителя образовательной организации. А в процессе деловой симуляционной игры «Школьное инициативное бюджетирование» участники научились работать индивидуально и в команде, развили навыки проведения исследования, презентации своих идей публично, повысили финансовую грамотность, в частности, изучили бюджетные процессы. Слаженное взаимодействие педагогов и учеников под руководством наставников НИФИ Минфина России позволило достичь продуктивного результата. С горящими глазами и чувством социальной ответственности школьники и их педагоги генерировали новые идеи и проекты, перенимая с любопытством опыт у профи.
Не первый год в инициативном бюджетировании житель Кирова Александр Луппов. Он является консультантом Альянса консультантов инициативного бюджетирования. Александр Васильевич рассказал, что его очень впечатлило материально-техническое оснащение СурГУ:
«У вас шикарная Научная библиотека, современное пространство для людей». Говоря о юных участниках образовательного интенсива, собеседник подчеркнул, что несмотря на огромный объем информации, молодые югорчане великолепно проявили свои способности и умения. Инициативу, обсуждение и четкое понимание для чего все делается он считает главными составляющими успеха ШкИБ, пояснив, что это история прежде всего не про деньги, а людей! «Дети гораздо честнее, доверчивее, чем взрослые, я бы хотел, чтобы взрослые, которые помогают им в ШкИБ, не имитировали работу. Детей нельзя обманывать! Они не терпят фальши», – подытожил спикер.
Как видим, за три интенсивных рабочих дня погружения во все нюансы, а для кого-то это были первые шаги в ШкИБ, участники от теоретических знаний пришли к практическим разработкам. Положительные отзывы педагогов и учеников говорят об актуальности и востребованности этой технологии:
Педагог-организатор, советник директора по воспитанию Ульт-Ягунской школы (Сургутский район) Ирина Роженко:
«На секции с педагогами нас познакомили с практиками других регионов, выявляли проблематику проекта, планирование всего ШкИБ от идеи до его реализации, разбирая все этапы (информирование, голосование, презентация проекта). У нас уже имеется опыт ШкИБ. В прошлом году, весной, мы уже были на подобном образовательном интенсиве в СурГУ. После интенсива пришла к директору и сказала: «Надо!» А она сказала: «Поддерживаю!» Мы провели все этапы ШкИБ, дети загорелись, заинтересовались. По итогам голосования победил проект "Доска Лайф" ребят 6 класса. У нас много идей и проектов, мы участвуем в различных конкурсах ШкИБ. С января наша школа намерена запустить в рамках допобразования по сертификатам ПФДО кружок ШкИБ. Моя задумка понравилась скиперам, и они помогли создать такую программу, будем апробировать ее в нашей школе! Учащиеся охотно занимаются ШкИБ. Коллеги говорят, что у них в основном старшеклассники. Я, напротив, даю возможность детям, начиная с 5 класса, проявить себя, потому что у каждой возрастной категории свои интересы, они видят свои проблемы в школе. Как мы изначально делали? Я посадила детей в актовом зале и поставила перед ними задачу в течение 10 минут найти самый бесполезный предмет в школе. А потом попросила доказать мне, что этот предмет самый нужный в школе. Такой мозговой штурм произошел у нас! Далее они разбились на группы, выбрали педагогов-наставников. Каждая группа нашла проблему, которую бы хотела решить. У кого-то – это нехватка в гардеробе зеркал в полный рост, теннисный стол, чил-зона и др. На прошедшем интенсиве почерпнули идеи для наших новых проектов».
Кстати, в настоящее время Ирина Валерьевна занимается реализацией проекта «Комната лидера» на 1 млн 200 рублей. Финансовую помощь оказывают депутаты.
Восьмиклассница СОШ № 6 города Югорска Яна Горбунова впервые побывала в СурГУ. Югорчанка хорошо учится, увлекается волейболом и мечтает о работе в правоохранительных органах:
«ШкИБ – это отличная возможность для решения действительно наиболее актуальных для нас, школьников, вопросов обеспечения комфортности образовательной среды. В родной школе мечтаем модернизировать спортзал», – сообщила ученица, поблагодарив организаторов за полезный и содержательный интенсив.
Делегация СОШ № 5 (г. Сургут) в составе педагогов-организаторов – Дарьи Бражниковой, Анастасии Ельцовой и учащихся 8 и 10 классов:
«ШкИБ способствует развитию навыков коммуникации, презентации, работы в команде, лидерства, а также позволяет решить проблему формирования активного гражданского поведения. В нашей школе хотели бы оборудовать комнаты для комфортной работы и отдыха».
Автор: Дарья Вейраух
Фото: Ксения Радионова
Подписывайся на наш Telegram-канал!