Top.Mail.Ru
Поможет ли изобретение югорчан наладить работу дизельной техники на Крайнем Севере
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

13
декабря
2025 год
Поможет ли изобретение югорчан наладить работу дизельной техники на Крайнем Севере

Наука

Прототипы присадки пока испытываются в лаборатории, но в будущем их ждут реальные полевые тесты.

Ученые Сургута взялись за решение одной из наиболее острых проблем российской промышленности. В последние годы они активно ищут способ, как сделать дизельное топливо более устойчивым к сильным холодам. Для достижения цели научные светила разрабатывают инновационную присадку из растительного сырья, которая поможет «горючему» не застывать даже при очень низких температурах. Новая технология уже привлекает внимание ведущих компаний нефтегазовой отрасли. Подробнее – в материале «СТ».

В мире формул и идей

Быть молодой девушкой-ученым – задача не из простых, особенно когда речь идет о нефтехимии. Данная сфера традиционно считается «тяжелой», требующей не только глубоких знаний, но и огромной настойчивости. Иначе говоря, для многих она – «не женское» дело. Однако аспирантка СурГУ Ксения Закирова уверенно разрушает устаревшие стереотипы.

Она первый и пока еще единственный ученый в семье. Для близких такой выбор девушки был настоящей неожиданностью. Ее родные привыкли видеть себя в форме или за правовыми документами. Многие связали жизнь со службой в полиции и юриспруденцией. Но Ксения выбрала иной путь – путь поиска, экспериментов и научного любопытства.

– В 2024 году я окончила Сургутский государственный университет и отправилась работать на производство. Однако довольно быстро почувствовала, что заводская рутина не приносит мне удовольствия. Именно тогда отважилась рискнуть и пойти в аспирантуру, полностью посвятив себя исследовательской работе. Химия покорила мое сердце буквально с первых занятий, – вспоминает Ксения Закирова.

Теперь же начинающий ученый работает над масштабными проектами по изучению и улучшению свойств различных топлив, в том числе дизельных. Такое направление особенно важно для северных регионов нашей страны, где суровый климат предъявляет к «горючему» повышенные требования. Как признается сургутянка, исследования требуют от нее постоянного расширения кругозора. Девушке нередко приходится изучать смежные дисциплины и обращаться за помощью к опытным коллегам.

– Напутствия научных руководителей однозначно помогают молодежи двигаться вперед. Ученые – люди очень открытые, разговорчивые, всегда готовые протянуть руку помощи. Коллеги подсказывают, что может улучшить тот или иной эксперимент, какие методы добавить, как точнее обработать данные. Без них мы вообще никуда, – поделилась исследовательница.

Однако даже при таком внимании и вдохновении наука остается тяжелым трудом. Ее романтика часто скрыта за рутиной: длинными часами анализа, перепроверкой измерений, доработкой методов, но именно в таком распорядке и рождается желанный результат.

Рецепт против полярной стужи

Главное достижение югорской исследовательницы на данный момент – прототипы отечественной диспергирующей присадки для дизельных топлив. Уникальная разработка намерена изменить правила работы техники в условиях Крайнего Севера и Арктической зоне. В регионах, где зимние температуры регулярно опускаются до экстремальных значений, любая остановка двигателя превращается в риск. Дизельное топливо при сильном морозе застывает: кристаллы парафинов закупоривают фильтры и трубки, топливо перестает перекачиваться, машина буквально «замерзает». Именно эту проблему и стремится решить команда молодого ученого.

Над созданием присадки девушка трудится с напарницей-аспиранткой, научным руководителем и опытными профессионалами по изучению нефти. Вместе они синтезируют химический реагент на основе промышленных отходов, основой которых прежде всего являются жирные кислоты. Вещества перерабатывают, превращая в амиды, которые препятствуют укрупнению парафиновых кристаллов и не дают им блокировать топливную систему. По сути разработка позволяет дизелю сохранять текучесть и работоспособность даже при критически низких температурах.

– У нас уже есть первые рабочие прототипы. Пока они испытываются в лаборатории, но положительная динамика очевидна: присадка стабильно улучшает низкотемпературные свойства топлива. Впрочем, работа далека от завершения. Мы продолжаем оптимизировать синтез, ищем более доступное и экономичное сырье, подбираем мягкие катализаторы, которые не будут негативно влиять на топливные системы. Конкретные сроки окончания работ назвать сложно, но направление для дальнейшего развития ясно: переход от лабораторных испытаний к реальным полевым тестам, – рассказала Ксения.

Исследовательская группа активно публикует статьи о промежуточных результатах своей работы, выступает на конференциях и представляет прототипы присадки на научных и отраслевых мероприятиях. Для Центральной России их тема, возможно, не столь актуальна, но интерес к работе велик даже там – прежде всего из-за новизны и потенциала внедрения.

Активно следят за деятельностью ученых СурГУ промышленные предприятия Югры. В числе потенциальных партнеров – Завод по стабилизации конденсата имени В.С. Черномырдина ООО «Газпром переработка». Для них уникальное изобретение крайне актуально: тяжелые нефтяные остатки, которые предприятие отправляет на Север, застывают в пути и приводят к дополнительным затратам. Новая присадка способна улучшать текучесть не только дизеля, но и таких тяжелых фракций, а значит, может стать решением сразу для нескольких отраслевых проблем.

– Наука – не самая простая сфера для молодежи. Здесь много трудностей, и порой кажется, что путь к желаемому результату слишком длинный. Но в то же время это пространство огромных возможностей, свободы для творчества и собственного поиска. Мне хотелось бы дать один совет тем, кто мечтает посвятить свою жизнь исследованиям. Если у вас есть идея и желание создать что-то новое, не бойтесь – вам помогут, направят, дадут максимум возможностей. Главное – не сдавайтесь и пробуйте, – отметила аспирантка СурГУ Ксения Закирова.

Автор текста: Маргарита Прут
Автор фото: Ирина Швец

Источник: Сургутская трибуна

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории