23
апреля
2021
год
Успешные практики допобразования Югры
В четверг, 22 апреля, Региональный модельный центр дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РМЦ) при Сургутском госуниверситете подвел итоги уже третьего по счету регионального конкурса лучших практик дополнительного образования «Педагогический потенциал Югры».
Приветствуя конкурсантов, директор РМЦ Елена Титаренко подчеркнула, что впервые конкурс прошел в апреле 2019 года в Нижневартовске: «В первом конкурсе приняли участие 39 конкурсных работ из 12 муниципалитетов. В этом году было подано 84 заявки из 19 муниципалитетов Югры. Хочу напомнить, что РМЦ ежегодно проводит курсы повышения квалификации для подготовки участников и членов жюри: «Методологические и психологические аспекты подготовки участников к педагогическим конкурсам» (за два года обучение прошли 90 человек); «Экспертиза дополнительных образовательных программ» (обучение прошли 129 человек). По итогам конкурса пополняется региональный банк лучших практик дополнительного образования детей. На сегодняшний день он включает 46 педагогических практик. Желаю вам победы, приобретения полезного опыта коллег и знакомства с единомышленниками».
В формате видеоконференции с использованием сервиса Google Meet в четырех конкурсных номинациях педагоги округа представили свой уникальный практический опыт и обменялись профессиональными идеями. По словам Елены Станиславовны, конкурс направлен на выявление и распространение лучших практик передового и инновационного педагогического опыта дополнительного образования, повышение профессиональной значимости и общественного признания деятельности педагогических работников, а также стимулирование их профессионального роста.
Участие в конкурсе принимают директора и заместители директоров образовательных организаций, учителя-предметники, педагоги-организаторы, воспитатели, методисты, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, преподаватели профессиональных образовательных организаций (государственных, муниципальных и частных), сотрудники методических центров и муниципальных органов управления образованием. Возраст и стаж участников не ограничивается.
Напомним, защита конкурсных работ проходит по следующим номинациям: «Педагогические практики в дополнительном образовании»; «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»; «Практики методического обеспечения в дополнительном образовании», «Практики формирования детско-взрослых сообществ для участия в проектах».
Экспертную комиссию возглавила кандидат педагогических наук, руководитель управления реализации и развития образовательных программ учебного центра «МРСК Урала» (г. Екатеринбург) Марина Шалунова.
По итогам технической и содержательной экспертиз из 84 поступивших работ в основной этап конкурса отобраны 26 проектов из разных муниципальных образований округа (Сургут, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Югорск, Радужный, Излучинск, Лангепас, Нижневартовск, Когалым и др.). Тематика работ разнообразная. А при принятии решения о допуске в основной этап жюри учитывало инновационный характер педагогической практики, полное описание средств и способов реализации, актуальность, значимость полученных результатов для образовательных организаций Югры. Кстати, больше всего работ поступило от педагогов Югорска! К примеру, заместитель директора по дошкольному образованию Ксения Булгакова и старший воспитатель Татьяна Лучкина из лицея им. Г.Ф. Атякшева (г. Югорск) в номинации «Педагогические практики в дополнительном образовании» представили на суд экспертного жюри практику «Умные выходные: коворкинг для любознательных детей». Программа реализована с воспитанниками дошкольных групп лицея 5–7 лет. Важно, что она не ограничена по количеству участников, поскольку мобильные площадки и сайт позволяют расширить образовательное пространство детского сада Лицея. «В нашем детском саду выстроена система индивидуализации дошкольного образования, в рамках которой каждый воспитанник имеет свой маршрут успешности, который корректируется в соответствии с возрастом. Согласно маршруту выстраивается индивидуальная траектория освоения основной образовательной программы дошкольного образования Лицея им. Г.Ф. Атякшева, учитываются интересы ребенка, потребности семьи. Работая в данном направлении, мы поняли, чтобы развить способности детей в полной мере, необходимо задействовать дополнительные ресурсы: временные – время, когда дети свободны от образовательной деятельности, а педагоги могут уделить время развитию интересов воспитанников за рамками программы, кадровые – необходима одновременная работа нескольких педагогов, родителей над конкретными образовательными целями, материально-технические – концентрация элементов образовательной среды в одно время в одном месте. Решение данной проблемы мы видели только в том, чтобы встречаться в выходные дни на образовательных площадках детского сада. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Поэтому параллельно с программой дополнительного образования «Умные выходные: коворкинг для любознательных детей» разработана и реализуется в тесной взаимосвязи программа родительского просвещения «Умные выходные: коворкинг для эффективных родителей», – сообщила Татьяна Викторовна.
Инновационный характер программы заключается в расширении образовательного пространства дошкольных групп Лицея им. Г.Ф. Атякшева. «Умные выходные» как образовательное пространство для детей и площадка психолого-педагогического просвещения родителей решает несколько проблем одновременно. Родители получают методическую поддержку в вопросах развития, образования и воспитания детей, а дети проводят бесценное время с родителями и получают от них, или вместе с ними, новые знания на практике.
Победители и призеры номинации «Практики применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании»:
I место
Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества, п. Белый Яр: Анастасия Лефарова, Андрей Митрофанов, Анна Митрофанова, Алсу Нуриева, Олеся Никитина (проект «Технопарк.online»).
II место
Марина Черненко, старший воспитатель МАДОУ «Колокольчик», г. Когалым (проект «Эйнштейны» – развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
III место
Анна Бурикова, педагог дополнительного образования Центра творчества и развития «Детвора», г. Радужный (проект «Мастер-класс как эффективная форма обучения в период дистанционного обучения»).
Победители и призеры номинации «Педагогические практики в дополнительном образовании»:
I место
1. Лариса Гоц, педагог дополнительного образования Центра детского творчества, п. Федоровский, Сургутский район (проект «От здорового питания – к здоровому образу жизни»).
2. Дина Ребенок, педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования «Поиск», г. Нефтеюганск (проект «Формирование и развитие пространственного и образного мышления в ходе реализации программы «Многогранный мир проекций»).
II место
1. Ксения Булгакова, заместитель директора по дошкольному образованию, Татьяна Лучкина, старший воспитатель Лицея им. Г.Ф. Атякшева, г. Югорск (проект «Дополнительная общеразвивающая программа «Умные выходные: коворкинг для любознательных детей»).
2. Лариса Сакур, педагог дополнительного образования школы № 31, г. Сургут (проект «Реализация персонализированного образования в творческой студии «Сакура»)
III место
1. Зарема Бабаева и Айгуль Унитицкая – воспитатели детского сада № 22 «Сказка», г. Сургут (проект «Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Шахматы для дошколят»)
2. Нина Шамало, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр», пгт. Новоаганск, Нижневартовский район (проект «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа каникулярного образовательного отдыха детей «Канал - ТВ «Детский»).
В номинации «Практики создания детско-взрослых сообществ для участия в проектах»:
I место
Лариса Березина, учитель истории, Жанна Салангина, учитель начальных классов, Алла Василенко, педагог-организатор, Полина Шахматова, заместитель директора по социальной работе школы № 19, г. Нижневартовск (проект «Дети лечат детей»).
Впечатлениями от участия в конкурсе поделилась педагог дополнительного образования Центра детского творчества поселка Федоровский Лариса Гоц. Ее проект «От здорового питания – к здоровому образу жизни» признан жюри лучшим в номинации «Педагогические практики в дополнительном образовании». «Конкурс стал новым этапом в моем профессиональном развитии. Представлен богатый информационный и авторский материал по современным вопросам учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании. Хочу выразить огромную благодарность организаторам и членам экспертной комиссии за возможность представить результаты своего труда, советы экспертов по дальнейшему развитию педагогических практик. Я почерпнула много полезной информации и обязательно буду применять ее в своей работе. Очень порадовал регламент, спасибо технической службе. Много позитивных эмоций, все прошло в теплой атмосфере. Буду агитировать коллег участвовать в этом конкурсе!», – прокомментировала Лариса Николаевна.
Желаем новых профессиональных успехов победителям и призерам конкурса, пополнившим «Банк лучших практик дополнительного образования детей»!
Автор: Дарья Вейраух