20
сентября
2019
год
«Слово – дело великое»
…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Л.Н. Толстой
Советский педагог-новатор Василий Сухомлинский говорил: «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».
Именно в семье закладываются главные принципы моральных, эстетических и нравственных отношений. Так почему же сегодня из уст детей, подростков, взрослых мы все чаще слышим сплошной мат? Они не ругаются матом, а разговаривают на нем…, забыв о великом русском языке.
Бранные слова относятся к запретной лексике. Филологи называют ее обсценной, от латинского «obscenus», то есть непристойный, распутный, безнравственный. Запреты на мат всегда были в христианстве. Так, в старину сквернословие запрещалось царскими указами. К примеру, великий князь, государь московский и всея Руси Иван Грозный призывал православных, чтобы они «матерно не лаялись, скверными речами друг друга не упрекали». Со сквернословием также боролся и царь Алексей Михайлович Романов. Во времена его правления ругательство каралось телесным наказанием. Чиновники хватали нарушителей указов на рынках, площадях и тут же наносили удары розгами по мягким частям тела для урока другим.
Историки, размышляя об истоках появления мата, сходятся во мнении, что изначально они были связаны с религией. А вот культурологи относят мат к обрядам язычников, к их заклятиям и посылам. Это был своеобразный способ избавиться от неугодного человека. В художественной литературе, например, обсценная лексика применяется для передачи живой реальной речи героев.
С 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 101 «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке РФ" и отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка». В нем сказано, что при использовании русского языка в качестве государственного – недопустимо применение различных нецензурных выражений и брани в любом общественном месте, а также в стенах развлекательных заведений. Несмотря на это, мы наблюдаем, что использование ненормативной лексики вышло из разряда табу. Нецензурная речь везде – в песнях, книгах, кино и даже на телевидении.
В младшем школьном возрасте девчонки и мальчишки используют ненормативную лексику, чтобы выделиться и показать свою «крутость». Главная беда в том, что теперь явление «матерщины» носит массовый характер. Желание «быть в стае», «в своей компании», «тусе» приводит к этому безобразию, которое не считается ныне чем-то зазорным. Так, прогуливаясь по парку или же проходя мимо дворовой игровой площадки, мы слышим в речи 5–8-летних детей ненормативную лексику. Это поражает. Спрашивается, куда смотрят родители? А родители сами – рабы сквернословия!
В одной из популярной среди молодежи социальной сети мы провели онлайн-опрос и поинтересовались у ребят, почему они матерятся. Респондентами выступили молодые люди в возрасте 17–26 лет. Ответы на вопрос, конечно, шокировали:
1. Так проще выражать свои эмоции (19 человек).
2. Некоторые ситуации нельзя описать без мата (16 человек).
3. Легче переживать стрессовые ситуации (10 человек).
4. Потому что живу в России (7 человек).
5. Душа просит (5 человек).
Итак, опрос показал, что нынешнее поколение просто не мыслит свою речь без матов. Люди используют «крепкое словцо» для более эмоциональной окраски. А как же эпитеты, метафоры, междометия и др.? Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Института гуманитарного образования и спорта СурГУ Ирина Охрименко, комментируя сложившуюся ситуацию, назвала пять причин проникновения ненормативной лексики в язык молодежи:
– «Особенности подросткового периода, когда происходит поиск своего места, позиции, статуса, роли в своей среде.
– Семейная атмосфера, наличие в ней или отсутствие (скорее второе), воспитания, культуры речи и обращения: внимание, уважение к членам своей семьи.
– Действие школьной среды «Я как все...», подражание в своей среде, чтобы не выделиться и не отличаться от своих сверстников.
– СМИ, телевидение, кино прямым текстом или с включением «пи-пи», что понятно и так. Навязывание такого стиля общения, когда политики, шоумены, бизнесмены или герой говорят, не выбирая выражений.
– В стране выросла агрессия по сравнению с прошлым. Сейчас в обществе превалирует «мобинг», то есть психологическое давление с разных сторон на личность. Общее ухудшение экономической, социальной и духовно-нравственной атмосферы в стране, недоверие властям и социальным институтам».
Остановить массовую беcкультурщину, по словам Ирины Борисовны, можно, только переведя ребенка из одной среды в другую. Как отмечает ученый педагог, для этого необходимо:
1. Ужесточить в школе наказание в области применения ненормативной лексики (от административного вплоть до отчисления и др.).
2. Усилить воспитательную работу с подростками и родителями в школе, практиковать встречи в библиотеке с писателями, поэтами, учеными, проводить публичные лекции на разную тематику, интересную современной молодежи.
3. Включить в школьную программу уроки внеклассного чтения или проведение литературного клуба, проводить уроки этикета и культуры общения.
Прогуливаясь с семилетним сыном в парке, я все чаще задумываюсь над тем, каким же будет язык и духовная культура людей лет так через десять-пятнадцать… Не сотрут ли матерные выражения языковые богатства русского народа, воспетые великими писателями и поэтами? Наши родители, бабушки и дедушки на собственном примере учили нас с детства, что такое хорошо и что такое плохо! А детская литература Агнии Барто, Корнея Чуковского, Аркадия Гайдара, Виктора Драгунского воспитывала в нас добрые чувства и человечность. Так давайте научимся сами и научим других обходиться без мата! Попробуем делать замечание людям своего окружения, ведь добрый пример заразителен! Обогащайте
свою речь добрыми и правильными словами, за которые ни вам, ни прохожим не будет стыдно…
Автор:
Дарья Вейраух